Танк в XXI веке

 Большинство стран предпочитает не избавляться от танков, а проводить глубокие модернизации

В XXI веке танки оказались одним из самых противоречивых видов вооружений. Танки сыграли ключевую роль во время Второй мировой войны. Эти машины были крайне важны на протяжении десятилетий Холодной войны. Большинство стран мира стремилось заполучить тяжёлую бронетехнику. Многие разрабатывали сами, другие закупали у лидеров. С окончанием Холодной войны роль танков стала стремительно падать, и в последние десятилетия было слышно много разговоров, что танки больше не нужны. Тем не менее на вооружении армий разных стран остаётся немало танков. Согласно данным Международного института стратегических исследований, на 2020 год в Европе насчитывалось более 5000 танков, а в целом в мире около 54 000 единиц техники.

Ряд недавних военных эпизодов показывает, что танки ещё рано списывать. В 2014–15 годах в боях в Донбассе танки приняли активное участие в боях, позволяя взламывать оборону противника. В то же время в этих боях танки ощущали себя достаточно уверенно, практически не испытывая угроз с воздуха. А вот в феврале 2020 года турецкие беспилотники устроили разгром в Сирии, уничтожив десятки единиц бронетехники за два дня. Весьма эффективно показали себя беспилотники и в Карабахском конфликте осенью 2020 года. Однако при всей уязвимости для воздушных атак тяжёлая бронетехника имеет свои преимущества в наземных боях. Бои с ИГИЛ с малым применением тяжёлой бронетехники оказались кровавыми и тяжёлыми, даже несмотря на полное господство в воздухе.

Интересным моментом стало прошлогоднее заявление Пентагона, что у Корпуса Морской Пехоты (КМП) США заберут тяжёлые танки M1 Abrams. Вместо танков КМП обещаны мобильные ракетные комплексы большой дальности. Морпехов готовят к быстрым и маневренным боям на островах в Тихом океане, и считается, что танки могут значительно ограничивать скорость реакции войск. Нидерланды вообще отказались от тяжёлой бронетехники ещё 10 лет назад. В то же время Польша, в свете заявлений о российской угрозе, объявила о наращивании количества активных танковых подразделений в составе своих вооружённых сил.

Родина танков — Британия — обсуждает сокращение и без того немногочисленной группировки своих танков. В то же время недавно прозвучало заявление британских парламентариев, что состояние дел в сухопутных войсках плохое. Упоминалось, что у Британии осталось на вооружении всего 227 танков, которые нуждаются в срочной модернизации и могут проиграть в «дуэли» российским модернизированным танкам. В тяжёлой ситуации парламентарии обвинили бюрократическое промедление, нерешительность, плохое финансовое управление оборонным сектором и общую некомпетентность, которые в последние 20 лет мешали переукомплектовать армию.

Большинство стран предпочитает не избавляться от танков, а проводить глубокие модернизации, повышая выживаемость тяжёлой бронетехники на поле боя. В первую очередь — за счёт улучшения информационной обеспеченности. Во времена Холодной войны танкисты видели окружающий мир через несколько перископов. Широко известны эпизоды на Ближнем Востоке, когда израильские танкисты несли потери из-за того, что высовывались в люки, чтобы лучше понять ситуацию вокруг. Сегодня новейшие танки напичканы множеством разнообразных камер. Простые дневные камеры дают круговой обзор, который выводится на дисплеи внутри. Современные тепловые камеры дают танкам принципиально новые возможности в обнаружении целей на фоне местности. Если 30 лет назад экипаж всеми силами пытался разглядеть хоть что-то, на сегодняшний день он имеет превосходную картинку происходящего снаружи сразу в нескольких спектрах. Причём информационная осведомлённость сегодня не ограничивается изображением с собственных камер танка. Боевые информационно-управляющие системы связывают подразделения в единое целое, позволяя обмениваться информацией не только между танками, но и с самолётами и беспилотниками. На новых концептах можно увидеть собственные небольшие дроны, запускаемые автоматически из специальных ячеек снаружи танка.

Параллельно с улучшением осведомлённости развиваются средства защиты. Физическая броня на сегодняшний день превратилась в «последний рубеж защиты». Современные танки изо всех сил пытаются не допустить контакта боеприпасов с бронёй. Сегодняшние противотанковые ракеты слишком мощны, и даже если броня выдержит, повреждения будут очень серьёзными. Противостояние атакующим боеприпасам развивается в двух направлениях: системы «мягкого убийства» и «жёсткого». «Мягкие» системы сбивают с толку системы наведения противника радиопомехами, инфракрасными помехами, лазерными излучателями, разнообразными дымовыми завесами. «Жёсткие» — физически уничтожают прорвавшийся боеприпас в непосредственной близи от танка. Наиболее известный представитель комплексов активной защиты — израильский «Трофи».


Танк Меркава Mk.4M, оснащённый системой «Трофи».

Комплекс стоимостью около 200 000 долларов почти десять лет состоит на вооружении, имея значительный опыт боевого применения. Другие системы активной защиты танков вроде израильского Iron Fist, советской «Арены», украинско-турецкого AKKOR Pulat, российского «Афганита» — подобной репутации не имеют. В настоящий момент наибольший опыт применения таких систем у Израиля, который очень заботится о своих танкистах.

В то же время отмечается, что комплексы активной защиты, сбивающие боеприпасы на подлёте, не являются панацеей. Израильский «Трофи» имеет только два подготовленных к отражению атаки снаряда. Если атаковать израильский танк несколькими боеприпасами подряд, то «Трофи» бессилен. Есть и существенный минус в угрозе для собственной пехоты. Защищая себя, танк может накрывать собственную пехоту вокруг градом осколков. В недалёком будущем планируются лазеры активной защиты, способные сбивать боеприпасы в любых количествах.

Есть ещё один путь обеспечения безопасности танка, о котором очень любят говорить в России: умные боеприпасы, позволяющие вести огонь по противнику на таких дистанциях, когда он не может ничего сделать в ответ. Ещё 50 лет назад в СССР на вооружение были приняты танковые ракеты, запускающиеся через ствол пушки. Теоретически всё было прекрасно: все экспертные заключения говорили, что советские танки будут уничтожать противника с пяти километров, а танки противника смогут успешно атаковать советские машины только на гораздо меньших расстояниях. На практике об успешных применениях танковых управляемых ракет неизвестно. Стоит отметить, что дистанция в пять километров ровной, открытой местности встречается не столь часто на европейском театре военных действий. Даже имея работоспособный комплекс, российские танки имели бы мало возможностей их эффективного применения. Проблемой оказалось и то, что танковые ракеты никогда не показывали хороших результатов даже на учениях. Комплексы, как правило, оказывались сложными в управлении для экипажей, капризными и не очень надёжными. Операторы-наводчики при выстреле на большие дистанции часто «закапывают» ракету в землю до цели. Красноречивым оказался прошлогодний показ бронетехники в Алабино, когда в прямом эфире на всю страну новые модификации российских танков при стрельбе на полигоне по неподвижным целям на дальности 2-3 км показали 8 промахов из 16.

Никуда не делась в России и давняя советская проблема — зоопарк разнотипных машин с похожими характеристиками. Советский Союз к концу своего существования имел сразу три типа основных боевых танков, представленных в войсках в больших количествах: Т-64, Т-72 и Т-80. Внешне мало отличимые машины имеют очень близкие боевые возможности и при этом очень сильно различаются внутри, не имея общих узлов и деталей, что в итоге приводит к перерасходу средств на обслуживание зоопарка из нескольких машин. В сегодняшней России ситуация лучше не стала. На вооружении несколько модификаций танков Т-72, несколько модификаций Т-90 и Т-80. В ближайшие годы обещается принципиально новая «Армата». Во что это обходится бюджету — военная тайна. В любом случае содержать танковый парк из нескольких тысяч боеготовых машин разных типов — очень дорогое удовольствие.

Через множество споров об актуальности технических характеристик танков звучат и мнения о важности тактики применения. При лобовых атаках исключительно танками не поможет даже мощнейшая лобовая броня современной тяжёлой бронетехники. Эффективное применение требует военной хитрости, гибкости, использования всех окружающих элементов для маскировки и возможности подойти на близкие дистанции максимальной эффективности танков. Требуется комплексное взаимодействие с разнообразными разведывательными средствами, вертолётами, беспилотниками, собственной пехотой. Несмотря на возросшую в XXI веке уязвимость, танк остаётся высокомобильным, защищённым средством с мощным вооружением. Вопрос лишь в том, будут применяться танки как «Абрамсы» в Ираке или как Т-80 в Грозном.


Подбитый российский танк Т-62 после штурма в Грозном (2000).

Алекс Кульманов

MIXADVERT