Уляна Супрун: Итоги украинской медицины 2020

Упущенное время измеряется в потерянном здоровье и жизнях украинцев.

Представим, что медицинская система страны – это человек. Вот наступает завершение года, поэтому самое время подводить итоги прошлого, осознавать свой приобретенный опыт, ставить цели или очерчивать направление движения на следующий год. Что бы тогда написала в итогах 2020 медицинская система Украины?

Да, было сложно. Произошла пандемия COVID-19, к которой не была готова ни одна медицинская система в мире, стартовал второй этап трансформации системы здравоохранения, который много саботировали, часто менялись министры здравоохранения, поэтому изменения тормозились, не было системности в их воплощении и адекватной коммуникации происходящего, медики вынуждены были работать в сложных условиях неопределенности и большой нагрузки, все эти сложности на себе и чувствовали пациенты.

Постоянно блокировались закупки лекарств и медизделий, из-за чего в следующем году доступ к лекарствам будет значительно хуже. Год времени был потерян на попытки вернуть закупки назад в Минздрав Украины, чтобы взять их под контроль и разворовывать эти средства. Здесь можно почитать больше о том, как блокировался процесс закупок

На эту тему: Фармакологическая мафия снова захватила министерство

Регулярно происходили попытки протащить на важные должности “своих” людей, чтобы иметь ручной контроль над управлением и, конечно, средствами. Это делал и бывший министр Илья Емец, и нынешний Максим Степанов, когда хотел поставить “своего” человека на должность главы НСЗУ Национальная служба здоровья Украины через непрозрачные процедуры.

Создавались искусственные препятствия для продолжения трансформации системы здравоохранения, что регулярно сопровождали ложь и саботаж. Ложь о “закрытии всех больниц из-за медреформы” или “увольнение 50 000 медиков”, которые, оказывается, “героически” остановил президент и его правительство.

Происходили атаки на важные институты в системе здравоохранения, замедляли и время парализовали их работу, например, на ГП Медицинские закупки Украины и НСЗУ. Вместо того, чтобы выполнять свою работу, они были вынуждены отбиваться от этих атак, тратя драгоценное время и теряя возможности. Из-за таких атак потеряна большая часть профессиональных и принципиальных кадров, особенно в самом министерстве.

На десятом месяце пандемии COVID-19 до сих пор не настроена система противодействия распространению вируса и болезни. Не функционирует система тестирования и отслеживания контактов, из-за чего статистика кейсов не соответствует реальности, больницы кое-где перегружены и не хватает кислорода для пациентов, которые в нем нуждаются. В конце концов, большинство средств из фонда противодействия COVID-19 пошли не на усиление медицинской системы, а на строительство дорог или работу полиции.

Действия и решения руководства Минздрава Украины в ответ на пандемию часто расходятся с международными рекомендациями и научными исследованиями. За бюджетные средства закупают лекарства с недоказанной эффективностью, что делают в интересах не пациентов, а фармпроизводителей. Это происходит в то время, когда многие страны уже закупили вакцины и начали проводить массовую вакцинацию против болезни.

В бюджете на следующий год выделено недостаточно средств на медицину, что поставит под угрозу развитие и вообще нормальную работу программы медицинских гарантий, а следовательно – доступ к гарантированным бесплатным медицинским услугам для пациентов и улучшение условий работы для врачей. В бюджете не хватает средств и на закупку вакцины против COVID-19.

Но несмотря на все сложности, сопротивление и саботаж, произошли и хорошие вещи

К сожалению, это произошло в основном вопреки действиям политического руководства страны, а не благодаря их деятельности.

1 апреля 2020 года стартовали изменения на уровне специализированной медицинской помощи. Они, наконец, начались там, где их больше всего ждали пациенты и медработники – на уровне поликлиник и больниц. Начала работать программа медицинских гарантий, а вместе с этим появилась возможность для медучреждений работать независимо и получать больше, а для пациентов – получать качественные медицинские услуги бесплатно.

Теперь имеем бесплатные роды и неонатальную помощь недоношенным детям, лечение инсультов и инфарктов, хирургические операции и исследования для раннего выявления рака и многие другие услуги.

По направлению пациенты могут получить бесплатную гарантированную медицинскую помощь в любом медицинском учреждении, которое заключило договор с НСЗУ. Кроме первичной медпомощи, есть еще 26 пакетов на проведение диагностики, лечения, реабилитации, пребывание в стационаре наиболее распространенных состояний и болезней. Кроме этого, НСЗУ также оплачивает медучреждениям оказание медпомощи пациентам с COVID-19. Здесь есть детализация по каждому пакету

Продолжает работу программа “Доступные лекарства” для пациентов с бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми болезнями и сахарным диабетом, а самих лекарств становится все больше. Сегодня пациенты могут получить 264 таких лекарственных средства, 85 из них являются полностью бесплатными. Получить лекарства пациенты могут в более 8500 аптеках по всей стране.

Постепенно развивается направление трансплантации. Уже в этом году состоялась первая трансплантация костного мозга от неродственного донора которую провели наши врачи. Еще несколько серьезных трансплантаций состоялись в пределах страны. Это означает, что с развитием этого направления постепенно исчезнет необходимость делать такие операции за рубежом, что сэкономит время и средства пациентам и их семьям.

Продолжают работу мощные институты – НСЗУ и ГП Медицинские закупки Украины. Благодаря их работе, принципиальности и усердию положительные изменения в медицине продолжаются. Они отстаивают интересы медиков и пациентов и упорно продолжают оберегать положительные изменения для каждого участника системы.

Это “сухие” факты, которые только говорят о том, как прошел этот год, и какие победы и вызовы стояли перед медицинской системой. Но главное в этом – это люди, которые этой системой пользуются, в ней работают, ее создают и развивают (или нет).

В этом разрезе итоги неутешительны. Ведь видим, что даже несмотря на то, что трансформация системы происходит не первый год, а потребность изменений стала еще острее, в частности из-за пандемии, многие до сих пор не понимают, что вообще происходит. Не все медики, пациенты, члены правительства, депутаты или особо президент понимают, как работает система, почему так запланирована медреформа, и почему она необходима. Это становится причиной того, что происходит перебрасывание ответственности за те или иные вещи, которые происходят или нет, а решения политического руководства мотивированы не заботой о украинцах, а мнением о рейтингах или обогащении, и вообще нет понимания того, кто за что отвечает в системе. В конце концов, это общее непонимание становится причиной того, что медицина продолжает оставаться вне приоритетов, и это видно из принятых решений.

Вот простой пример.

Изменение системы финансирования медицины сделало медучреждения независимыми, а именно коммунальными некоммерческими предприятиями, владельцами которых являются общины. Да, больницы больше не получают деньги за субвенции за количество коек или персонала, а за реально оказанные медицинские услуги гражданам. Для этого заключают договоры с НСЗУ на предоставление различных медицинских услуг по пакетам, и получают за это деньги от НЗСУ по одинаковым тарифам для всех. Чем лучше и качественнее медицинские услуги предоставляют, то больше получает медучреждение. Вот это и есть роль трансформации системы. Зато за развитие и улучшение условий и качества предоставления услуг отвечают общины, в частности местные власти. Теперь это не ответственность абстрактного “государства”, как это было в Советском Союзе.

Поэтому когда говорят о “плохой медицине” одновременно не выполняя свои полномочия, чтобы ее улучшить и развивать – это выглядит по меньшей мере грустно. Это заметно из решений на местном уровне, когда есть непонимание того, что происходит, и что именно местные власти могут быть двигателем изменений в медицине. Например, в бюджете Киева на 2021 год на здравоохранение выделено 5,6 млрд гривен (10% из бюджета), в то время, как, например, на образование – 24,4 млрд (это 43%). Это очень красноречиво говорит о приоритетах и недостатке понимания важности отрасли. Даже в кризисные времена пандемии и во время переходного периода медицины, который продолжается вследствие трансформации системы.

Учитывая итоги, установки на ближайшее будущее будут такие: каждому наконец нужно понять, что происходит в медицине, побороть общее непонимание того, как работает система, осознать свою зону ответственности и полномочий.

Почему это важно? Когда люди выбирают, какой компьютер приобрести, они читают о нем, ищут информацию, пытаются узнать как можно больше, потому что именно они будут им пользоваться, и это для них важно. Это их выбор: знать больше и получить наиболее качественную и адекватную информацию о том, что и как работает. Так же следует делать и в вопросах здоровья. Знать о том, как работает система, значит с одной стороны лучше заботиться о своем здоровье, знать свои права и требовать их соблюдение, с другой – полноценно выполнять свои обязанности. Не знать об этом – это также выбор. Но точно не в пользу собственного здоровья и здоровья людей вокруг.

В конце концов, пациенты и медики будут требовать изменений, в частности, от местной власти, потому что большую зону ответственности за развитие медицины имеет именно она. Политическому руководству страны пора прекратить перекладывать ответственность, заботиться только о рейтингах и имитировать заботу о украинцах. Иначе положительные сдвиги и реальные изменения не произойдут никогда, или они будут отложены на неопределенное время. Это время не проходит просто так, а измеряется в потерянном здоровье и жизнях украинцев.

Уляна Супрун, опубликовано на странице автора в Facebook

MIXADVERT