” БІЛА ПЛЯМА’’ ІСТОРІЇ МІСТА. (КОМУ ВОНА ПОТРІБНА)?

  • admin
  • 10/09/2018
  • Коментарі Вимкнено до ” БІЛА ПЛЯМА’’ ІСТОРІЇ МІСТА. (КОМУ ВОНА ПОТРІБНА)?
 З часу перейменування Кіровограда на Кропивницький (14 липня 2016 року) пристрасті навколо заснування і першої назви міста не вщухають. Містяни, які відносять себе до знавців історії міста, не визнають нової назви. Знаходять нові документи, шукають у темній кімнаті чорну кішку. Відомо, історія Єлисаветграда побудована на вигадках одеського історика-монархіста ХІХ століття А. Скальковського, списана з енциклопедій, довідників, збірників, газет різних часів. Тепер взялися за так звані архіви фортеці Єлисавети, що зберігаються у Національній бібліотеці ім. В. Вернадського, намагаючись надати наукового підґрунтя своїй дивній версії щодо українського походження назви міста. У зв’язку з цим пропоную читачам справжнє першоджерело, яке зберігається у Державному архіві Кіровоградської області (ДАКО). Більша частина даних, наведених у документі, ніколи не використовувалася ні імперсько-комуністичними, ні сучасними дослідниками при написанні історії міста. Чому? Читаймо вдумливо.

***** ОПИСАНИЕ ГОРОДА ЕЛИСАВЕТГРАДА, СДЕЛАННОЕ В 1796 ГОДУ ГОРОДСКИМ МАГИСТРАТОМ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОМ РАЗМЕЖЕВАНИИ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ МЕЖЕВОЙ КОНТОРОЙ, ОТВЕДЕННОЙ ГОРОДУ ВЫГОННОЙ ЗЕМЛИ.
Город Елисаветград по нынешнему учреждению положение свое имеет по течению реки Ингул на обеих сторонах, более на ровном нежели на гористом месте, выстроен обыкновенным порядком, начало свое имеет с 1752 года; в сем городе состоит крепость Святой Елисаветы, вокруг огражденная земляным валом с тремя башнями, в ней церковь деревянная об одном этаже во имя святой Троицы; внутри города таковые ж об одних этажах церкви каменная Успенская одна, деревянных четыре: 1-я греческая Владимирская, 2-я Знаменская, 3-я Покровская и 4-я старообрядческая, да за городом кладбищная Петропавловская деревянная одна, как равно и особая старобрядческая часовня, в здешнем Елисаветграде состоящая построены здешними обывателями в разное время; дом в котором призираются бедные и убогие один, строения казенные вообще все старые, есть и новые большие деревянные частные и каменные, заводы кирпичные частных владельцев, два купеческие. Два кожевенных завода принадлежащие купцам и мещанам, четыре завода по изготовлению свечей восковых, один сальный, два солодовенных, один водочный, на которых выделывается в год наемными людьми разного звания: кирпича до 556 тысяч штук, кож яловичьих простых до 1 тыс., юфтовых до 150 шт., козьих до 250 шт. и кушнерских овечих до 5000 шт., свечей восковых до 2000 шт., сальных до 10 тыс. пудов, пива до 1000 и водки до 100 ведер. Все эти товары производятся из местного сырья, и здесь же реализуются в местных торговых лавках. Во всем городе насчитывается лавок в красных рядах: каменная одна, деревянных 23, подъемных погребов каменных 4, железных 33, сыромятных 17, бакалейных 8, мясных 25, дегтярных 34, с хрустальной посудой 5, мелочных разночинных 52, мельниц ветряных 35 и кузниц 18, в которых их хозяева на протяжении всего года ведут торги. Торги здесь бывают по воскресным дням, понедельникам и пятницам привозимыми из околичных мест разными съестными припасами, фуражом, посудой и прочими товарами, а ярмарки проводятся в следующие дни: 1. Великого поста на средокрестной недели, 2. 23 апреля в день Григория Победоносца. 3. 29 июня в день апостолов Петра и Павла, и 4. 1 сентября в день Семеона Столпника, в них торгуют без пошлинно четыре-пять дней красными железными и другими мелочными товарами до 200 тыс. рублей, лошадьми, рогатым скотом и овцами до 200 тыс. рублей, разного рода хлебом и съестными припасами до 2 тыс. руб., а также строевым лесом до 1 тыс. руб. купцы и прочего разного звания люди губерний Новороссийской, Малороссийской и Киевской, разных городов и уездов. Садов, которые отличались бы превосходством своих плодов, нет, а есть обыкновенные сады, в которых выращиваются плоды для домашнего пользования; река Ингул, протекающая через Елисаветград, протекает в летнее время очень малым источником, хотя есть несколько озер, которые заносятся песком и навозом, вследствие чего отсутствует рыба. Река Ингул в ноябре месяце уже замерзает, вскрывается в марте месяце своим наводнением и подтопляет некоторые дома, но вреда причиняет мало. Вода, употребляемая жителями города в пищу, здоровая. Угодьев здесь никаких нет и все необходимое жители города завозят из других городов. Так соль привозят из Таврической области. В этих местах есть гранитные каменоломни, камень которых идет на строительство и на замощение дорог, надгробных плит на кладбищах. На пригородных землях выращивается рожь, пшеница, ячмень и овес, весь урожай этих злаков здесь же употребляется местными жителями. Урожаи в год бывают: ржи до 400, пшеницы до 500, ячменя до 500 и овса до 500 четвертей. По переписи, проведенной в Елисаветграде в 1795 году записанных состоит: купцов христианского закона: мужчин 480, женщин 427, евреев мужчин 3, женщин 2. Мещан христианского закона мужчин 725, женщин 696, евреев мужчин 177, женщин 241 душа, из иных купцы больше занимаются торговлей, имеют постоянное занятие казенное ведомство провиантом и разной морской провизией, кроме того при удобном случае отправляют через черноморские порты и сухопутные таможни разных пророссийских продуктов привозимых из разных мест, занимаются скотоводством, покупкой и продажей этих товаров на собственный капитал и в кредит. Мещане, не имеющие собственного капитала, добывают себе капитал ремесленными работами, рукоделием и хлебопашеством, частично занимаются торговлей, в основном как посредники. Евреи большей частью занимаются торговлей в малых заведениях спиртными напитками, а также занимаются ремесленными работами и рукоделием.
(ДАКО, ф.18, оп.1, спр.8, арк. 4. Текст подає також ‘’Исторический очерк г. Елисаветграда. Составил и издалъ А. Н. Пашутин, Елисаветград, 1897’’).

Короткий коментар документа у запитаннях.

1.Чому ВСІ дослідники виводять історію міста з будівництва фортеці у 1754 році, у ‘’Описі…’’ ж магістрату чітко сказано: ‘’Город Елисаветград…начало свое имеет с 1752 года’’?
2.Чому в ‘’Історичному нарисі…’’ О. Пашутіна, який повторюють пізніші дослідники, йдеться про ‘’Городской сад, бывший казенный…разведенный в 1764 году генералом Мельгуновим …с главной целью для поставки из него к Высочайшему Двору фрукт и овощей’’, перша партія яких була відправлена у Петербург вже у 1765 році. У ‘’Описі…’’ відзначено протилежне: ‘’Садов, которые отличались бы превосходством своих плодов, нет’’. Ні слова про знаменитий столітній дуб у тому саду, про який неодмінно пишуть дослідники.
3.Чому у ЖОДНОМУ з досліджень, крім ‘’Опису…’’не згадується перепис населення міста у 1795 році, а кількість мешканців, їхній соціальний стан у ‘’слободі біля фортеці’’ (без назви) подається за ‘’Записками Історико-філологічного відділу ВУАН’’? Звідки ‘’Записки’’ взяли подібні дані?
4.Ще багато ‘’Чому’’? То чому ж панове дослідники мовчать про першоджерело?

Автоматический альтернативный текст отсутствует.
Юрій Матівос