Germania – несостоявшаяся столица “третьего рейха”

ˆ

 

Гитлер вынашивал не только планы переустройства мира, но и хотел перестроить Берлин, чтобы превратить его в символ могущества “третьего рейха”. Это, к счастью, тоже не удалось.

Берлин XIX  века с его высокими домами эпохи грюндерства, парками и фонтанами, не был тесным городом. Но когда к власти в Германии пришли национал-социалисты, им всего этого было недостаточно. Им нужны были площади для маршей, широкие проспекты и подавляющие своим величием фасады. Гитлер хотел таким образом выразить сущность политического, экономического и военного могущества “третьего рейха”, продемонстрировать будущим поколениям величие собственных дел. Неудачливый архитектор, он сам рисовал эскизы многих монументальных построек.

Новый Берлин

Осуществить архитектурные фантазии “фюрера” должен был его любимец Альберт Шпеер (Albert Speer), назначенный в январе 1937 года генеральным инспектором строительства. Шпеер сосредоточил в своих руках огромную власть и почти неограниченные материальные и хозяйственные ресурсы. Помпезная перестройка Берлина была лишь одним из многочисленных проектов, реализацией которых занималась целая армия архитекторов и инженеров под командованием Шпеера. Они строили дороги, мосты, туннели, бункеры, аэродромы.

Гитлер и его придворный архитектор Альберт Шпеер (второй слева) у плана нового Берлина Гитлер и его придворный архитектор Альберт Шпеер (второй слева) у плана нового Берлина

Перестройка Берлина лишь постепенно набирала обороты к концу 1930-х годов. Были запланированы и начали строиться туннели, развязки дорог, транспортные кольца, новые линии метро, железнодорожные вокзалы, аэродром. Строители сносили целые кварталы. К делу подходили очень тщательно. Была разработана даже конструкция новых уличных фонарей с лампами, не нависающими над проезжей частью, чтобы фонари не мешали проносу высоких знамен.

Лицо нового Берлина должны были определять две оси. Одна шла с востока на запад (она совпадала с сегодняшней Улицей 17 июня и Унтер ден Линден), вторая, главная, – с юга на север. Южный вокзал должен был стать главным вокзалом Берлина. Недалеко от него предполагалось возвести грандиозную триумфальную арку в память о немецких солдатах, погибших в Первой мировой войне. На самой оси, по сторонам проспекта между триумфальной аркой и Большим народным залом (дворцом съездов вместимостью 180 тысяч человек), должны были разместиться, в частности, здания министерств и различных учреждений, посольства некоторых стран, кинотеатр на две тысячи зрителей, отели, рестораны, Дом немецких художников…

Выше телебашни

На пересечении с Потсдамской улицей в центре новой столицы “третьего рейха”, которая должна была называться Germania, планировалась так называемая “Круглая площадь” с фонтаном, украшенным скульптурами Арно Брекера (Arno Brecker) – придворного монументалиста нацистов. Такие обнаженные мускулистые фигуры – одна с факелом, другая с мечом в руках, символизировавшие нацистскую партию и армию (“вермахт”), должны были стоять во многих местах. Образцами для них стали бронзовые скульптуры Брекера у входа в новую имперскую рейхсканцелярию, которую Шпеер уже успел построить к тому времени.

Так выглядели бы Бранденбургские ворота в сравнении с Большим народным заломТак выглядели бы Бранденбургские ворота в сравнении с Большим народным залом

Центральным зданием нового Берлина должен был стать Большой народный зал (Grosse Volkshalle). На площади перед этим дворцом хватило бы места для миллиона человек. Купол дворца решили сделать из стали, чтобы он в случае войны не обрушился от английских бомб. Высота здания должна была быть 280 метров, то есть внутри него могла бы почти целиком уместиться телебашня, стоящая сегодня на Александерплац.

Что успели построить

Еще до принятия плана перестройки Берлина в 1937 году был построен монументальный комплекс аэропорта в Темпельхофе. Позже появилось здание имперского министерства авиации (в нем сегодня располагается министерство финансов ФРГ). Было начато строительство монумента Муссолини.

Для тестирования почвы под одной из опор будущей триумфальной арки отлили сверхтяжелый бетонный цилиндр. Был вырыт котлован для фундамента Большого народного зала. Во время взятия Берлина он был заполнен водой и представлял собой последнее препятствие перед штурмом Рейхстага.

Бетонная чушка - единственное, что осталось от нового Берлина ГитлераБетонная чушка – единственное, что осталось от “нового Берлина” Гитлера

Строительство нового Берлина – точнее, столицы Germania – было приостановлено в 1941 году. Бомбардировки Берлина авиацией западных союзников и запросы военной промышленности сделали строительство невозможным. От монументов, зданий и проспектов, запланированных Шпеером и его наставником Гитлером, сегодня осталась лишь одна-единственная бетонная цилиндрическая чушка – пробный бетонный элемент.

Планы Гитлера потерпели провал из-за войны и краха нацистской Германии. Однако монументальные проекты создания “столицы мира” были нереализуемы независимо от этого. Эксперты указывают на две основные причины. Первая связана с жилищным строительством.

Контекст

 

Придворный архитектор Гитлера: Альберт Шпеер

Альберт Шпеер был одним из самых влиятельных политиков в нацистской Германии. Какое-то время он даже был доверенным лицом Гитлера. После выхода из заключения он старался создать себе репутацию “доброго нациста”.

Последний конь Гитлера

Фотогалерея: Послушные художники Гитлера

Замок Фогельзанг – несостоявшаяся кузница нацистских кадров (фоторепортаж)

Шпееру надо было очистить огромные ареалы, выселить из них людей во вновь построенные дома. Планы перестройки затронули бы 150 тысяч человек! Кроме того, и строительным рабочим (это еще несколько десятков тысяч) тоже надо было где-то жить. Но на строительство жилья не осталось средств и ресурсов, и темпы жилищного строительства в Германии тридцатых годов резко упали. Решение проблемы (по крайней мере, частичное) было найдено вполне людоедское: депортация евреев из столицы. Так освобождали квартиры.

Вторая проблема была связана с объемами строительства. Чтобы выполнить планы на 1940-е годы, количество занятых на берлинских стройках рабочих различных специальностей должно было бы превысить  182 тысячи, что в 15 раз больше, чем количество строителей Берлина 1920-х годов. В пять раз больше требовалось стали и в десять – цемента. Годовая потребность в кирпиче оценивалась в 450 миллионов штук, но до мая 1938 года поставили лишь 109 миллионов. Шпеер обратился тогда к шефу СС Гиммлеру. Тот приказал построить новый кирпичный завод в Ораниенбурге, на котором работали заключенные концлагеря. Завод должен был производить 120 миллионов кирпичей в год, но и этого не хватило бы.

Как бы там ни было, но позднее и сам Шпеер, осужденный Нюрнбергским трибуналом на 20 лет и отсидевший их, как говорится, от звонка до звонка, в своих мемуарах признал, что в целом проект создания “столицы мира” был нежизнеспособным. И слава Богу.

MIXADVERT

Be the first to comment

Leave a Reply